Глэмпинг как бизнес

По данным британского туристического бюро, рынок глэмпингов растет на 21% ежегодно и к 2021 году общий объем мирового рынка составит $4 млрд. Несмотря на то, что это направление достаточно молодое, оно уверенно набирает обороты и является одним из самых востребованных в туристическом сегменте на сегодняшний день.

Перспективное направление турбизнеса

Количество глэмпингов в России за последний год выросло в 2 раза. Если в 2019 году их было порядка 60, то сейчас больше 120. Этот рынок начал развиваться 4 года назад и уже показал ошеломляющую динамику, которая, согласно существующим прогнозам, будет оставаться положительной как минимум до 2025 года. В чем причина такой популярности?

Низкий порог входа

Глэмпинг — это бизнес, в который можно зайти с небольшим капиталом. Для старта достаточно 5 млн. рублей, что является вполне подъемной суммой для многих жителей России. Для сравнения, строительство отеля обойдется в 60-80 млн. рублей без учета земли и коммуникаций.

Высокая скорость запуска

Чтобы открыть глэмпинг, не нужно покупать землю, получать разрешение на строительство и погружаться в бюрократическую рутину, способную затянуться на несколько лет. Площадку можно взять в аренду, избавив себя от бумажной волокиты, а для установки и сборки необходимой инфраструктуры будет достаточно небольшой строительной бригады.

Риски снижены

Поскольку в основе глэмпинга находятся мобильные конструкции, то в случае, если выбранная локация не вызвала ожидаемый спрос, можно с легкостью перевезти их в любое другое место. В крайнем случае, модули всегда можно продать и выйти из бизнеса с меньшими потерями.

В тренде

Нельзя оставлять без внимания тот факт, что глэмпинг — понятие современное и модное, поэтому спрос на него колоссальный. Секрет успеха в том, что это совершенно новый вид отдыха, весьма отличающийся от привычных гостиниц. Зачастую стоимость проживания в глэмпинге практически равна стоимости проживания в отеле. Однако затраты на койко-место, обустроенное на природе будут гораздо ниже, чем в гостинице. Это объясняет высокую доходность такого бизнеса.

Многие глэмпинги показывают окупаемость в 1 год. Это с учетом того, что некоторые из них работают только в сезон, то есть, 5 месяцев в году. Однако работают настолько плотно, что за это время полностью отбивают все свои вложения. Разумеется, есть примеры, когда глэмпинги окупаются за 2-3 года, но если рассматривать всю гостиничную отрасль, то и эти показатели являются очень высокими.

Бизнес-план глэмпинга

Прежде чем просчитывать возможные доходы, необходимо понять структуру расходов, связанных со строительством глэмпинга.

Капитальные расходы

Самая большая статья затрат — это разовые расходы, направленные на приобретение основных средств: покупка гостевых юнитов, сантехнического блока и подвод коммуникаций. Стоимость одного юнита (палатки, геокупола, хижины) зависит от характера его использования. Поэтому нужно понимать, планируется ли его круглогодичное использование, как дорого хотелось бы его продать и какой сегмент туристов необходимо привлечь.

Одним из самых дорогих элементов глэмпинга является сантехнический блок, стоимость которого достигает 1 млн. рублей, что обусловлено сложностью инженерных систем, реализованных при его производстве. Остается обустройство территории и вложения в коммуникации: подведение электричества и распределение его по всей площадке, формирование системы водоснабжения и канализации.

Таким образом, капитальные расходы на строительство глэмпинга — это стоимость одного юнита, умноженная на количество этих юнитов плюс сантехнический блок плюс вложения в подведение коммуникаций и облагораживание территории.

Также многие глэмпинги предусматривают наличие технического помещения, которое может использоваться для хранения инвентаря или дежурства персонала.

Расходы, связанные с ведением деятельности

Следующим этапом бизнес-планирования глэмпинга является расчет затрат на аренду земли, выплату заработной платы и так далее. Условно можно разделить их на две группы: постоянные — те, что платятся регулярно в одинаковом размере и операционные — те, что зависят от загрузки и жизнедеятельности глэмпинга.

Один из способов минимизировать убытки в первые несколько лет работы — как можно больше расходов сделать операционными. Не держать технический персонал на окладе, а привязать его доход к количеству уборок. Это сделает экономическую модель более гибкой и избавит её от возможных убытков.

Рекламные расходы

Чтобы глэмпинг радовал стабильным потоком туристов, нужно этот поток спровоцировать. Без рекламы здесь не обойтись, а значит, это еще одна статья расходов, которую нельзя игнорировать.

Одним из каналов привлечения является booking.com, который берет стандартную комиссию в районе 20% с чека. Также обязательно присутствие в социальных сетях, ведь чем шире аудитория, тем проще найти среди неё своих будущих клиентов. Ну и не стоит забывать про регулярный запуск рекламных кампаний на различных площадках.

Сократить расходы или увеличить доход?

Искусство управления бизнесом заключается в том, чтобы найти такие условия и достигнуть таких договоренностей, при которых доходы будут выше, чем расходы.

Глэмпинг как бизнес имеет несколько отличительных особенностей. Расходы, связанные с этим видом деятельности, как правило, примерно одинаковы: стирка белья, уборка помещения, арендная плата и комиссия букингу. Пытаться минимизировать эти затраты бесполезно, так как значительной экономии достичь не получиться.

Успех любого глэмпинга зависит, по сути, от двух ключевых параметров — среднего чека за ночевку и количества возможных ночевок в год. И как показывает опыт действующих глэмпингов — эти параметры напрямую зависят от грамотного выбора локации.

Итак, резюмируя все вышесказанное, прежде чем запускать глэмпинг, необходимо структурировать капитальные расходы и расходы, связанные с деятельностью глэмпинга, а затем просчитать стоимость ночевки, умноженное на количество хижин и количество ночевок в году. Эти параметры и определят основную прибыль.